26.04.2024
Современные технологии упрощают жизнь не только
честным людям, но и преступникам. Ежемесячно со счетов граждан РФ мошенники
похищают огромные суммы, исчисляемые миллиардами рублей.
Основой мошеннических схем служит персональная
информация, полученная на нелегальном рынке баз данных интернет-магазинов,
финансовых учреждений, государственных структур.
Мошенники могут долго обрабатывать очередную жертву,
чтобы убедить ее перевести деньги, соблазняя финансовой выгодой и даже предлагая
некую должность с высокой оплатой.
По-прежнему безотказными способами отъема денег у
населения являются:
- Мошенничество с
банковскими картами и счетами. Так, телефон из объявления в интернете или
СМИ о продаже любого имущества попадает в поле зрение мошенников. И владельцу
звонит некий «потенциальный покупатель», готовый оплатить, не торгуясь, но
только на карту. Для этого он просит сообщить номер карты, срок действия, код с
обратной стороны карты, и СМС код из сообщения банка о проведенной операции. И
карточный счет не пополняется, а опустошается путем перевода наличности на
некий электронный кошелек, который немедленно исчезает из сети после вывода средств
с него.
- Звонки от «служб
безопасности» банков. Не менее распространены звонки из «службы
безопасности банка» о свершенной подозрительной операции или сбое в программном
обеспечении, который привел к потере средств. Для восстановления счета и
возврата денег якобы необходимо вышеперечисленные данные. На самом деле
пострадавшие отправляют мошенникам коды доступа к сетям.
-Звонки от
«сотрудников» правоохранительных органов и государственных служб. Особо циничны звонки от правоохранительных
органов, якобы расследующих случаи мошенничеств по телефону. Так, потерпевшему
под предлогом помощи в изобличении недобросовестного сотрудника банка
предлагается оформить кредит, с последующим переводом кредитных средств на
специальный счет для моментального закрытия заключённого с банком договоров и
погашения долга. Цель та же самая- усыпить бдительность и выманить нужную
информацию.
- Звонки с
подменных номеров. Большинство банков имеют специальные номера, которые
используются только для сообщений клиентов. Сбербанк, например, рассылает свои
уведомления с номеров 900 или 9000. Но существуют специальные программы-обманки,
которые маскируют настоящий номер звонящего.
-Махинации со
счетами мобильных телефонов. Один из распространенных вариантов такого
мошенничества- сообщение или звонок об ошибочном переводе денег на счет
мобильного телефона и просьба вернуть их владельцу. Могут быть даже угрозы
обращения в полицию или оператору с требованием блокировки телефона.
- Сообщения о попавшем
в беду родственнике с просьбой о помощи. Панический звонок о попавшем в
беду родственнике обычно случается среди ночи, полусонной жертве сообщают об
автомобильной аварии, наезде на пешехода, или любых других происшествиях,
случившихся с детьми, внуками и просто друзьями. Далее следует просьба о
срочной помощи в виде перевода немалой суммы на электронный кошелек или счет
мобильника.
- Сообщение о
выигрыше в лотерею. Отличная новость сопровождается требованием перевода на
покрытие технических издержек самой лотереи. (для справки: все расходы
организаторов лотереи ложатся на них самих).
- Сообщения-
«грабители». Жертве приходит СМС с просьбой перезвонить по мобильному
номеру, где ему якобы сообщат важную новость (о выигрыше в лотерею, проблемах с
банковской картой, получении наследства и др.) На звонок долго нет ответа, а
после отключения обнаруживается, что со счета списаны деньги.
-Телефонные вирусы.
Жертве приходит сообщение о том, что ей пришло сообщение в некий
мессенджер, и его можно получить, пройдя по ссылке. После чего в смартфон
внедрятся вирус, получающий полный контроль над гаджетом.
-Предложения от
лжеброкеров. Обещание легких денег многих привлекает. Злоумышленники связываются
с потенциальным инвестором через социальные сети или звонят им под видом
сотрудников известных инвестиционных компаний. Предложение заманчивое-нужно
лишь открыть «брокерский» счет и инвестировать от 10 000 рублей. Обещанный
«доход»-не меньше миллиона. Для открытия такого счета мошенники требуют
установить приложение. Далее программы якобы имитируют рост доходов от
инвестиций, в том числе в криптовалюту. Как только у «инвестора» возникает
желание вывести деньги со счета-начинаются проблемы. Лжеброкеры говорят, что
сделать это сложно. Нужно пополнить счет еще раз на определённую сумму,
оплатить «страховку» и прочее. В итоге инвестор теряет свои деньг, а заодно и
надежду на будущие миллионы.
Существует
еще множественно способов телефонного мошенничества.
Чтобы не
оказаться жертвой мошенников необходимо знать следующее:
-сотрудники любого банка никогда не просят сообщить данные
вашей карты. Никогда и никому не сообщайте данные вашей банковской карты, в том
числе секретный код на оборотной сторон карты;
-необходимо хранить пин-код отдельно от карты, ни в коем
случае не писать его на самой банковской карте;
-сотрудники банка никогда не попросят прийти вас к
банкомату для совершения каких-либо действий с вашей банковской картой и
счетом;
-избегайте телефонных разговоров с подозрительными людьми,
которые представляется сотрудниками банка;
-не покупайте в интернет-магазине товар по явно заниженной
стоимости;
-никогда не переводите денежные средства, если об этом вас
просит сделать ваш знакомый в социальных сетях, возможно мошенники взломала
аккаунт, сначала свяжитесь со свои знакомым;
-в сети «Интернет» не переходите по ссылкам на неизвестные
сайты;
В каждом случае действуйте обдуманно, не торопливо,
помните, что «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
Заместитель прокурора
Заветинского района
советник юстиции Т.В.
Кириченко